Россия возвращает себе собственный автомобильный рынок, на котором долгие годы доминировали иностранцы. За последние месяцы в стране резко активизировались процессы импортозамещения, и особенно наглядно это происходит в автомобильной промышленности. Отечественные производители используют открывшееся окно возможностей.
С начала текущего года статистика показывает взрывной рост продуктивности отечественной автомобильной промышленности. Растет производство различных комплектующих, появляются новые, полностью отечественные разработки на замену автокомпонентам, ранее поступавшим из-за рубежа. А главное – растет популярность автомобилей, собранных прежде всего в России.
АвтоВАЗ возвращает свое
С сентября этого года доля новых легковых автомобилей марки Lada выросла до 41% (почти вдвое больше, чем в ноябре 2021 года). Рост доли марки произошел впервые с 2006 года, уточняют в агентстве «Автостат».
В последний раз доля Lada на российском рынке превышала 40% в 2005 году. В 2006 году она снизилась, а с 2007 года доля российского бренда находилась неизменно ниже 30%. В 2014 году опускалась даже до минимальных 15%. Теперь же Lada идет по пути завоевания половины всего рынка легковых автомобилей в стране. Остальные бренды легковых автомобилей занимали в ноябре менее 8% российского рынка.
Среди самых популярных моделей в России лидерство сохраняет Lada Granta. В ноябре 2022 года было продано почти 13 тыс. таких машин, и это более чем в два раза больше, чем год назад. Таким образом, данная модель занимает почти четверть российского рынка. В пятерку лидеров также вошли внедорожники Lada Niva Travel и Lada Niva Legend.
«АвтоВАЗ» владеет двумя заводами, в Тольятти и Ижевске. И к российскому концерну уже обращаются иностранные производители с предложением наладить сборку их брендов. Это говорит не только о востребованности отечественных брендов среди российских потребителей, но и о внимании иностранных инвесторов.
Отечественные машины для растущего сегмента
Еще один российский бренд – ГАЗ – еще более упрочил свои и так господствующие позиции на рынке легкого коммерческого транспорта (LCV). В первом полугодии текущего года ГАЗ сумел нарастить долю на 3,5% до почти 46%, а по итогам ноября до 51,8% (данные «Автостата»). Продажи легких коммерческих автомобилей в ноябре выросли более чем на 23% по сравнению с октябрем этого же года.
Основная доля этих продаж – 84% – пришлась на три отечественных бренда. Половина рынка принадлежит продукции Горьковского автозавода. Почти четверть всего объема занял еще один известный российский бренд – УАЗ. Небольшая доля именно в сегменте LCV принадлежит и Lada.
Среди конкретных моделей самой популярной среди российских покупателей остается GAZ Gazelle NEXT. В ноябре она заняла почти треть рынка продаж новых машин такого типа. На втором месте в сегменте LCV – УАЗ-3909, на третьем – GAZ 3302, на четвертом – GAZ 2752.
К концу 2022 года в продаже появилась новинка от группы «Газ» – городской фургон «Соболь NN» с дизельным двигателем. В связи со взрывным развитием онлайн-торговли и служб доставки сегодня это крайне актуальная категория автомобилей.
А нижегородское предприятие «Промтех» предложило малому бизнесу 8-местный минвэн Lada Granta Kub. Начало продаж данной модели в феврале 2023 года. Передняя часть от легковой модели Granta, а сзади устанавливается еще один трехместный диван. В пятиместном варианте сзади грузовой отсек.
Что касается российского бренда «УАЗ», то его владельцы выбрали особый путь. Компания отказалась от разработки новых моделей на ближайшие годы. Вместо этого предприятие сосредоточится на импортозамещении иностранных комплектующих. Учитывая сложности с доставкой иностранных деталей и комплектующих из-за санкций, эта стратегия вполне оправдана.
«Камазы» вырываются вперед
Еще один известный автомобильный российский бренд с серьезной историей – «Камаз». Производство грузовых автомобилей под этой маркой также выросло по сравнению с прошлым годом. За 11 месяцев 2022 года «Камаз» выпустил почтит 40 тыс. автомобилей. Его доля на российском рынке грузовиков сохранилась на уровне 44% по итогам 10 месяцев года.
На данный момент с конвейера КамАЗа сходят модели сразу трех поколений – К3, К4 и К5, в том числе с иностранными кабинами. Однако уже с марта 2023 года предприятие планирует приступить к сборке автомобилей самой современной линейки К5 уже без участия иностранных партнеров. В 2023 году «Камаз» планирует увеличить продажи автомобилей до 50 тыс. и нарастить долю на рынке.
Новые и старые
Ушедшие из России люксовые автомобильные бренды открывают дополнительное окно возможностей для завоевания российского покупателя автомобилям класса «люкс» под новым отечественным брендом Aurus. Это первый российский бренд столь высокого класса, в линейке которого представлен лимузин, седан и внедорожник.
Седаны Aurus Senat локализованы уже почти на 70%, и в среднесрочной перспективе уровень локализации планируется увеличить еще на 10%. Серийное производство этой модели стартовало в мае прошлого года на заводе в Елабуге, а в конце ноября 2022 года с конвейера начали сходить новые люксовые внедорожники Aurus Komendant.
Интерес к этому бренду проявляют не только в России, но на азиатских и арабских рынках. Возможно, что первым иностранными покупателями станут представители ОАЭ.
Осенью 2022 года на российском автомобильном рынке произошло событие, которое еще год назад невозможно было представить. На возрожденном автозаводе «Москвич» запустили серийное производство автомобилей под этой маркой. Первой моделью стал компактный кроссовер «Москвич 3». По всей России продажи начнутся с марта 2023 года.
Уже в 2023 году планируется произвести 50 тыс. таких автомобилей, будет налажен процесс мелкоузловой сборки. Часть из них пойдет на обновление парка каршеринга в Москве и области, а также в других регионах России. А самое главное – сразу начат процесс производства собственных компонентов для данного автомобиля, и, как ожидается, в 2025 году будет выпущен уже полностью отечественный «Москвич».