В первый день Рождества на 96-м году ушел из жизни Леонид Эрман, которого знала и уважала вся театральная Москва. Он из той плеяды директоров, которые, находясь в тени художников, всегда обеспечивали им крепкий тыл и без которых нельзя представить себе истории советского и российского театра. Как имя Дупака связывают с «Таганкой» и Любимовым, Экимяна с «Ленкомом» и Захаровым, а Тартаковского с Вахтанговским и Симоновым, так и без Леонида Эрмана трудно представить себе Ефремова, Волчек, Табакова, да и всю 62-летнюю историю «Современника».
Что и говорить, он считался столпом директорского корпуса Москвы театральной. Это его, выпускника постановочного факультета Школы-студии МХАТ, в далеком 1956-м Олег Ефремов позвал за собой строить новый театр, назвавшийся Студией «Современник». Сначала завпостом, а потом, оценив профессиональные качества и ответственность Леонида Эрмана, предложил ему стать директором молодого коллектива.
А ведь Эрман и сам мечтал быть артистом, с детства бредил театром, но началась война. В 19 лет юноша ушел на фронт, где после тяжелейшей контузии частично потерял слух, и мечту об актерстве навсегда пришлось забыть. Но только не о театре — другого места он для себя не видел на этой земле. И вот он уже студент не актерского, а постановочного факультета Школы-студии МХАТ. И кто знает, узнали бы мы когда-нибудь имя артиста Эрмана, а вот директора Эрмана довольно быстро высоко оценили все. За его преданность театру, любовь к артистам, за профессионализм и перфекционизм в своем деле.
Он раньше всех приходил в театр на Чистые пруды и позже всех уходил. Его за глаза называли занудой, сердились на него, а он требовал от каждого работника всего-навсего идеального выполнения работы. Потому что сам, будучи идеалистом и наивно веря, что все, как и он, беззаветно готовы служить театру в режиме 7 на 24, иначе не мог и не умел.
Леонид Эрман выпустил с Ефремовым, а потом с Волчек их самые яркие премьеры, которые потом войдут в учебники по истории отечественного театра. Подготовил и провел гастроли театра в Израиле, Италии, Великобритании, в США, Швейцарии и других странах. Относился к театральному пространству, как к дому, где важной, едва ли не главной фигурой был не только артист, но и его величество зритель «Современника», который, по убеждению директора, заслуживал только самого лучшего. А потому до совершенства доводил состояние зрительного зала: старожилы рассказывают, как он до и после спектакля всегда строго принимал зал и сцену.
— Я скажу так: Леонид Иосифович — бессребреник, — считает известный артист Авангард Леонтьев. — Он, оставаясь главным человеком по хозяйству и по финансам в «Современнике», а потом во МХАТе, стоял на страже государственных денег, строго берег государственную копейку. Развести его на лишние траты было совершенно невозможно. Он не нажил ничего неправедным путем. Сочетал идеализм прекрасной любви к театру с выдающимися организаторскими способностями. Видел и знал все, все предвидел, спасал от многого театр и многих спасал. Был легким на помощь всем, кто в ней нуждался. Идеальный директор. Нет, идеальный рыцарь театра, я бы так сказал.
Был момент в его биографии, когда на 13 лет он покинул «Современник», потому что посчитал невозможным оставить одного без помощи Олега Ефремова, который в середине 70-х годов возглавил Художественный театр. Помог, а потом все-таки вернулся обратно, на Чистые пруды, и продолжил работать с Галиной Волчек. В последние годы судьба снова вернула его в МХТ, куда после смерти Ефремова пришел Олег Табаков и который нуждался в знаниях Леонида Иосифовича, и тот, пока мог работать, помогал Табакову.
Судьба подарила ему долгую и яркую жизнь. Работал сколько мог, и только когда перевалило за 90, стал постепенно отходить от дел. В прошлом году ему исполнилось 95, и не было театра в Москве, кто не вспомнил бы о Леониде Эрмане. Поздравляли даже те, кто у него не учился, но знал его учеников. Леонид Иосифович не оставлял театр, и театр не оставлял его: он держал связь с театральным миром, его людьми и был верным читателем «МК», считая нашу газету источником самой достоверной и расширенной информации во всех сферах, особенно его интересующей — театральной. Еще полгода назад он говорил: «Хочется набраться сил. Пойти в Большой театр на «Аиду». Жить все равно очень интересно!» Но возраст брал сво, и несколько дней назад Леонид Эрман заболел, попал в больницу, где его сразу поместили в реанимацию. Но организм уже не смог бороться за жизнь. Светлая память светлому человеку и профессионалу в самом высоком смысле этого слова и рыцарю театра.
Прощание с Леонидом Эрманом состоится 10 января в 11:00 в театре «Современник»